Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был. Аристотель

Тот, кто в силу своей природы (...) живет вне государства, (...) либо животное, либо божество. Аристотель

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог. Аристотель

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение. Аристотель

У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают. Аристотель

У кого есть друзья, у того нет друга. Аристотель

У кого много друзей (...), (те) ни для кого (...) не друзья. Аристотель

У юношей будущее продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить, надеяться же можно на все. Аристотель

Уделять (...) почести должен сам тиран, а наложение кары поручать другим. Аристотель

Удивление побуждает людей философствовать. Аристотель

Ужасное (...) уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противоположной страсти. Аристотель

Узнать самого себя — это и самое трудное, (...) и самое радостное, (...) но самих себя своими силами мы не можем видеть (...); при желании видеть свое лицо мы смотримся в зеркало (...), при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, это «второе я». (...) Знать себя невозможно без помощи друга. Аристотель

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель 

Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (…) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему. Аристотель

Уничтожение одного есть рождение другого. Аристотель

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. Аристотель

Физическое напряжение препятствует развитию ума, напряжение умственное — развитию тела. Аристотель

Характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и счастливого. Аристотель

Хвалить людей в лицо — признак лести. Аристотель

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок. Аристотель

Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует. Аристотель

Хорошая книга — та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно. Аристотель

Хорошие (люди) — те, которых не порицают даже враги. Аристотель

Хорошо казаться человеком, действующим согласно заранее принятому намерению; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в наше намерение. Аристотель

Хорошо рассуждать о добродетели — не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель

Хорошо составленные законы (...) должны (...) оставлять как можно меньше произволу судей, (...) потому что (...) законы составляются людьми на основании долговременных размышлений, судебные же приговоры произносятся на скорую руку. Аристотель

Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия, и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель

Худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим, лучший не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим. Аристотель

Целое есть то, что имеет начало, середину и конец. Аристотель

Цель демократии — свобода, олигархии — богатство, аристократии — воспитание и законность, тирании — защита. Аристотель

Цель умозаключения — найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных <положений> делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение. Аристотель

Целью войны является мир. Аристотель

Человек — единственное живое существо, умеющее смеяться. Аристотель

Человек — политическое животное. Аристотель

Человек — существо, живущее в гражданском сообществе. Аристотель

Человек — это то, что он постоянно делает. Аристотель

Человек (...) свободнорожденный будет вести себя так, словно он сам себе закон. Аристотель

Человек вне общества — или бог, или зверь. Аристотель

Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные. Аристотель

Человек по природе — социальное животное. Аристотель

Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель

Человек с чувством юмора — это то, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки. Аристотель

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. Аристотель

Чем меньше полномочий у царской власти, тем она долговечнее. Аристотель

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли. Аристотель

Честь — это награда, присуждаемая за добродетель... Аристотель

Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью своим видом доставляющей наслаждение… Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной. Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость. Аристотель

Чтобы быть добродетельным, действие должно быть также намеренным, сознательно взвешенным, осознанно выбранным. Аристотель

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать. Аристотель

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. Аристотель

Чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать. Аристотель

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь — благо по природе. Аристотель

Чудесное приятно; это видно из того, что все рассказчики, чтобы понравиться, привирают. Аристотель

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела. Аристотель

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых. Аристотель

Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. Аристотель

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви. Аристотель

Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого. Аристотель

Юноши (...) любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства. Аристотель

Юноши (…) добродушны, потому что ещё не видели многих низостей. Они легковерны, потому что ещё не во многом были обмануты. (…) Они великодушны, потому что жизнь ещё не унизила их и они не испытали нужды. Аристотель

Юноши (…) легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью. Аристотель

Юноши быстро становятся друзьями, а старики — нет: не становятся друзьями тем, от кого не получают наслаждения. Аристотель

Ямб есть (...) форма речи большинства людей. Аристотель

Ярость выводит человека из себя. Вот почему и поведение кабанов имеет вид смелости, хотя это и не настоящая смелость. Аристотель

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Для этого необходимо в страстях и действиях добиваться середины. Существуют каждый раз как бы три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. "Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает". Мужество — середина по отношению к двум крайностям: трусости и безумной отваге; щедрость же соответственно находится между скупостью и расточительностью, мотовством и т.д. "Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком случае, она существует постольку, поскольку ее достигает"
Таблица добродетелей по Аристотелю:

Распущенность – благоразумие – бесчувственность

Безрассудство – мужество – трусость

Мотовство – щедрость – скупость

Спесь – величавость – приниженность

Гневливость – ровность – безгневность

Хвастовство – правдивость – притворство

Шутовство – остроумие – неотесанность

Вздорность – дружелюбие – угодничество

Бесстыдство – стыдливость – робость

Речь идет не об арифметической середине. В таком случае моральный опыт свелся бы к простой бухгалтерии. Середина, по мнению Аристотеля, тождественна совершенству; ошибаться можно различно, а действовать правильно только одним путем. Добродетели суть середина, если их рассматривать с точки зрения сущности, но по своему совершенству и значению их можно назвать крайностями, т.е. они представляют собой крайнее совершенство. В избытке и недостатке самих по себе нет середины (так, например, про трусость или скупость нельзя сказать, что в каких-то дозах они плохи, а в каких-то хороши, они являют собой порок в любых количествах). Так и в середине нет избытка и недостатка (так, например, про мужество или щедрость нельзя сказать, что они бывают недостаточными или чрезмерными, они или есть, или их нет). Словом, речь идет о том, чтобы в каждом отдельном действии достигать того единственного, в этом смысле крайнего, предельного совершенства, которое свойственно этому действию. Если этические добродетели существуют в надлежащее время и при надлежащих обстоятельствах, направлены на тех, кто этого заслуживает, возникли из причин и проявляются в форме, в которой подобает, то это и будет означать середину, а вместе с тем и совершенство. Чтобы быть добродетельным, действие должно быть также намеренным, сознательно взвешенным, осознанно выбранным. Аристотель

Другие авторы об Аристотеле

Платон, говорят, (…) сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать». Платон

Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя. Галилео Галилей

Один болтун, сильно докучавший Аристотелю своим пустословием, спросил его: «Я тебя не утомил?» Аристотель ответил: «Нет, я не слушал». Диоген Лаэртский

Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим – философом. Фридрих Ницше

Платон называл молодого Аристотеля «философом истины» и «умом своей школы». Платон

1 2 3 4 5 6