Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. Артур Шопенгауэр

Каждое наслаждение — всегда только утоление потребности. Артур Шопенгауэр

Каждое общество прежде всего требует взаимного приспособления и принижения, а потому, чем оно больше, тем пошлее. Каждый человек может быть вполне самим собою только пока он одинок. Стало быть, кто не любит одиночества – не любит также и свободы, ибо человек бывает свободен лишь тогда, когда он один. Принуждение есть нераздельный спутник каждого общества; каждое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем значительнее собственная личность. Артур Шопенгауэр

Каждое ограничение способствует счастью. Чем уже круг нашего зрения, наших действий и сомнений, тем мы счастливее; чем шире он — тем чаще мы страдаем или тревожимся. Ведь вместе с ним растут и множатся заботы, желания и тревоги. Артур Шопенгауэр

Каждому из нас доступно следующее утешение: смерть так же естественна, как и жизнь, а там, что будет, – это мы увидим. Артур Шопенгауэр

Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок. Артур Шопенгауэр

Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок. Артур Шопенгауэр

Как животные лучше исполняют некоторые службы, чем люди, напр. отыскивание дороги или утерянной вещи и т. п., так и обыкновенный человек бывает способнее и полезнее в обыденных случаях жизни, чем величайший гений. И далее, как животные никогда собственно не делают глупостей, так и средний человек гораздо меньше делает их, нежели гений. Артур Шопенгауэр

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. Артур Шопенгауэр

Как наивен тот, кто мыслит, будто выказать ум и рассудок — это хорошее средство к тому, чтобы нравиться в обществе. Артур Шопенгауэр

Как нужда — постоянный бич народа, так и скука — бич высшего общества. Артур Шопенгауэр

Как тяжесть собственного тела носишь, не замечая ее веса, и чувствуешь каждую постороннюю ль, как точно не замечаешь и собственных пороков и недостатков, а видишь только чужие. Для этого каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные и противные стороны. Однако он большею частью поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку. Артур Шопенгауэр

Карточная игра – явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами. Артур Шопенгауэр

Когда вы находитесь во власти эгоистического чувства – будь то радость, торжество, сладострастие, надежда или лютая скорбь, досада, гнев, страх, подозрительность, ревность, – то знайте, что вы очутились в когтях дьявола. Как очутились вы – это безразлично. Вырваться из них необходимо, но как – это опять-таки безразлично. Артур Шопенгауэр

Когда заботы и страдания беспокоят нас, тогда вдохновение невозможно. Только с прекращением забот и желаний наступает освобождение; тогда гений сбрасывает с себя вещественные оковы и превращается в субъект чистого созерцания. Поэтому тот, кого посещает вдохновение, пусть избегает страданий, забот и вожделений, а те желания, которых нельзя подавить, пусть удовлетворяет вполне. Только при таком условии гений может употребить свое редкое бытие на радость себе и для общего блага. Артур Шопенгауэр

Когда я слушаю музыку, мне часто представляется, что жизнь всех людей и моя собственная суть сновидения некоего вечного духа и что смерть есть пробуждение. Артур Шопенгауэр

Кому люди и вещи не кажутся иногда фантомами или призраками, тот неспособен к философии; ибо это происходит вследствие контраста отдельной вещи с идеей ее, которой эта вещь есть явление. А идея доступна лишь высшему сознанию. Артур Шопенгауэр

Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т. е. чтобы все, что есть в воле, было и в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука. Артур Шопенгауэр

Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы. Артур Шопенгауэр

Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце. Артур Шопенгауэр

Красота есть открытое рекомендательное письмо, заранее располагающее сердце в нашу пользу. Артур Шопенгауэр

Крутой правитель властвует недолго. Артур Шопенгауэр

Кто в силу таинственной власти и необходимости, орудием которой служат все вещи, допускает, что все события жизни, хотя и совершаются по внешним, независящим от нас причинам, все же могут быть рассматриваемы как осуществленные лишь ради нас и по отношению к нам (подобно собственным нашим сновидениям), – тому уже нетрудно отнести это и к тому, что, не касаясь нас на деле, совершается вне нас, т. е. к приметам. Артур Шопенгауэр

Кто много рассуждает, тому трудно, конечно, оставить рассуждения и выйти из быстрого потока понятий к тихому источнику созерцания. Но это необходимо; ибо свет понятий, как свет луны, не самобытен, а заимствован от другого. Артур Шопенгауэр

Кто не любит одиночества - тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Артур Шопенгауэр

Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести. Артур Шопенгауэр

Кто хочет, чтобы доверяли его суждению, должен высказывать его хладнокровно и без всякой страстности. Артур Шопенгауэр

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы. Артур Шопенгауэр

Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах. Артур Шопенгауэр

Любовь — большая помеха в жизни. Артур Шопенгауэр

Любовь — большая помеха в жизни. С её помощью заполняются тюрьмы и дома умалишённых, хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции. Артур Шопенгауэр

Любовь походит на голод, и как голод она есть зло для человека. Артур Шопенгауэр

Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.  Артур Шопенгауэр

Люди похожи на детей в том отношении, что становятся неучтивыми, когда их прощаешь: поэтому ни с кем не следует быть слишком снисходительным и мягким. Артур Шопенгауэр

Люди уподобляются детям в том отношении, что, если им спускать, они становятся непослушными. Артур Шопенгауэр

Люди, одарённые великими и блестящими качествами, не особенно стесняются сознаться в своих недостатках и слабостях или обнаруживать их перед другими. Они смотрят на них, как на нечто, за что они заплатили, и даже думают, что скорее они делают честь этим слабостям, чем слабости им — бесчестье. Артур Шопенгауэр

Магия потому считалась сродной злому началу и враждебной идее святости и добра, что будучи, подобно добру и любви, основана на метафизическом единстве воли, она, вместо того чтобы познать себя в других, воспользовалась этим единством для распространения влияния индивидуальной воли далеко за естественные пределы ее. Артур Шопенгауэр

Малейшие случайности способны нас сделать совершенно несчастными, вполне же счастливыми — ничто на свете. Как бы то ни было, а счастливейший миг счастливого — это минута его усыпления, а несчастнейший миг несчастного — это его пробуждение. Артур Шопенгауэр

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди. Артур Шопенгауэр

Мир всё равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой — дьяволы. Артур Шопенгауэр

Многие живут преимущественно настоящим, это — люди легкомысленные; другие — будущим, это — люди боязливые и беспокойные. Редко кто соблюдает должную меру. Артур Шопенгауэр

Монархический образ правления — самый естественный для человека. Артур Шопенгауэр

Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат. Артур Шопенгауэр

Мудрец в продолжение всей жизни познает то, что другие познают лишь при смерти, т. е. он знает, что вся жизнь есть смерть. Media vita sumus in morte (в середине жизни мы уже близки к смерти). Артур Шопенгауэр

Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство, что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того оставляет в покое, кого передало скуке. Артур Шопенгауэр

Мы жили и снова будем жить. Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар. Артур Шопенгауэр

Мы редко думаем о том, что имеем, зато всегда думаем о том, чего нам недостает. Артур Шопенгауэр

Нас делает счастливым и несчастным не то, каковы предметы в действительности, а то, во что мы их путем восприятия превращаем. Артур Шопенгауэр

Настоящее достоинство человека гениального – то, что возвышает его над другими и делает его почтенным, – заключается в преобладании интеллекта – этой светлой, чистой стороны человеческого существа. Люди же обыкновенные обладают лишь греховной волей с такой примесью интеллекта, какая необходима только для руководства в жизни, иногда больше, а чаще – меньше. Что пользы в этом? Артур Шопенгауэр

Находить противоречия в мире значит не владеть истинным критицизмом и принимать два за одно. Артур Шопенгауэр

Начало теологии есть страх (Primus in orbe Deos fecit timor. Petron. Fragm. 22, р. 219). Начало же философии – не что иное, как чистое и бескорыстное мышление. Если бы люди были счастливы, тогда бы не было и надобности в теологии. Напротив, философия и тогда была бы потребностью гениальных умов, если бы в мире вовсе не было страданий и смерти. Отсюда не следует, однако, что чистое мышление есть необходимое свойство интеллекта вообще; напротив, это нечто такое, что встречается только в виде monstrum per excessum, т. е. у гения. Артур Шопенгауэр

Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. Артур Шопенгауэр

Не зависит ли гениальность от совершенства живого воспоминания? Ибо благодаря лишь воспоминанию, связывающему отдельные события жизни в стройное целое, возможно более широкое и глубокое разумение жизни, чем то, которым обладают обыкновенные люди. Артур Шопенгауэр

Не оспаривайте ничьих мнений; сообразите только, что если бы вам захотелось опровергнуть все нелепости, в которые люди верят, то вы могли бы достигнуть Мафусаилова возраста и все-таки не покончили бы с ними. Артур Шопенгауэр

Не теряет ли человечество в качественном отношения по мере того, как оно возрастает количественно? Иллюстрацией к этому предположению может служить тот факт (см. «Историю моровых язв» Шнурера), что в XIV ст. после чумы женщины стали чрезвычайно плодовиты, так что случаи рождения близнецов были обычным явлением, но зато у всех родившихся замечалось впоследствии отсутствие двух зубов. Далее, если сравнить древних греков и римлян с современными нам народами, если сравнить эпоху Вед с убожеством современной эпохи, а также примем во внимание, что, несмотря на количественное увеличение человечества, число великих умов сравнительно не увеличилось, – то вышеприведенная гипотеза не будет казаться неосновательной. Артур Шопенгауэр

Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.  Артур Шопенгауэр

1 2 3 4 5 6