Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам
Шопенгауэр А.

Афоризмы — Артур Шопенгауэр (1788 – 1860 гг.) — немецкий философ

«Через грех смерть вошла в мир», – говорит христианское учение. Но смерть есть лишь преувеличенное, резкое, кричащее, тяжеловесное выражение того, что есть сам мир. Следовательно, вернее будет сказать: мир есть сплошной грех. Артур Шопенгауэр

…То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр

Абсолютная заповедь (категорический императив) есть противоречие. Ибо всякая заповедь условна. Безусловно же необходимое обязательно как закон. Моральный закон совершенно условный. Есть мир и воззрение на жизнь, которых он вовсе не касается и в которых не имеет никакого значения. Мир, в котором мы живем, как индивидуумы, есть собственно реальный, и всякое моральное отношение к нему равносильно отрицанию его и собственной нашей индивидуальности. Такое воззрение на жизнь следует закону основания, в противоположность другому воззрению – с помощью идей. Артур Шопенгауэр

Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь. Артур Шопенгауэр

Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы. Артур Шопенгауэр

Большинство людей вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности; они подобны тем глупым актерам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть. Артур Шопенгауэр

Борода, как полумаска, должна быть запрещена законом. Вдобавок, как половое отличие на лице, она непристойна; оттого-то она и нравится женщинам.   Артур Шопенгауэр

Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли. Также и факты животного магнетизма и сродных с ним явлений свидетельствуют, что магические действия, которые прежде считались делом дьявола, совершаются силой воли. Благодаря тому, что эти действия имеют эмпирическую достоверность, мое учение не будет отныне казаться столь парадоксальным и станет более понятным. В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только всемогуществу богов. Артур Шопенгауэр

Быть очень несчастным совсем легко, а очень счастливым не только трудно, но и совершенно невозможно. Артур Шопенгауэр

В каждом обществе, коль скоро оно многолюдно, преобладает пошлость. Что отваживает великие умы от общества, так это равенство прав, а стало быть, и претензий при неравенстве способностей. Артур Шопенгауэр

В математике ум исключительно занят собственными формами познавания – временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом. Артур Шопенгауэр

В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей. Артур Шопенгауэр

В мире, за редкими исключениями, только и есть выбор между одиночеством или пошлостью. Артур Шопенгауэр

В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. Артур Шопенгауэр

В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, – что почти одно и тоже. Артур Шопенгауэр

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. Артур Шопенгауэр

В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре. Артур Шопенгауэр

В самой полной гармонии можно находится только с самим собою, не с другом, не с возлюбленною, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый хотя бы незначительный диссонанс. Артур Шопенгауэр

В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет. Артур Шопенгауэр

В старости человек лучше умеет предотвращать несчастья, а в молодости — легче переносить их. Артур Шопенгауэр

Вежливость — для человека то же, что для воска тепло. Артур Шопенгауэр

Вежливость — мудрость, стало быть, невежливость — глупость. Пренебрегать ею, создавать себе врагов, — озорство, всё равно что поджог дома. Артур Шопенгауэр

Вежливость — это фиговый листок эгоизма. Артур Шопенгауэр

Вежливость есть безмолвное взаимное соглашение — обоюдно друг в друге игнорировать и не выставлять нравственно и умственно жалких мизерных свойств человеческих, вследствие чего этим последним несколько труднее обнаруживаться. Артур Шопенгауэр

Вежливость, как игорная фишка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на неё доказывает скудоумие, щедрость, напротив, — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо фишек настоящие купюры. Артур Шопенгауэр

Вера в Бога и знания — всё равно, что две чаши весов: когда одна поднимается, другая опускается. Артур Шопенгауэр

Вместе с законом основания (в виде основания причинности) дана и материя; ибо, если хорошо вникнуть, то она тождественна с ним. Действительно, материя – не что иное, как причинность; бытие ее заключается в воздействии одной материи на другую (т. е. в действии на само себя во всех частях пространства). Что одна часть материи (именно органическая) есть непосредственный объект субъекта, это объясняется тем, что объект, т. е. мир, материя, существует только с субъектом и для субъекта. Но настоящая сущность материи заключается исключительно лишь в ее действительности (материя без действия, т. е. без силы, немыслима как внутреннее противоречие), – и все, на что она действует, есть опять-таки только материя, т. е. она сама. Сущность ее, таким образом, есть с одной стороны связь ее с самой собой, а с другой – отношение ее к субъекту. Артур Шопенгауэр

Возвышенность духа ведёт к необщительности. Артур Шопенгауэр

Война — самое нелепое изобретение человечества, на которое уходит большая часть средств и сил. И всё же мы воюем. Артур Шопенгауэр

Воля человеческая направлена к той же цели, как у животных, – к питанию и размножению. Но посмотрите, какой сложный и искусный аппарат дан человеку для достижения этой цели, – сколько ума, размышления и тонких отвлеченностей употребляет человек даже в делах обыденной жизни! Тем не менее и человеком, и животными преследуется и достигается одна и та же цель. Для большей ясности приведу два сравнения: вино, налитое в глиняный сосуд и в искусно сделанный кубок, остается одним и тем же; или два совершенно одинаковых клинка из одного и того же металла и в одной и той же мастерской сработанные могут иметь разные рукояти: один золотую, другой – из латуни. Артур Шопенгауэр

Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех. Артур Шопенгауэр

Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток, что они рассматривают природу исключительно с объективной стороны, забывая о субъективной стороне ее. Между тем, все дело, вся суть в этой последней, и она по необходимости достается на долю философии. Артур Шопенгауэр

Все интеллектуальное (творческие произведения, способности и заслуги) относится к моральному, как образ к действительности. Артур Шопенгауэр

Все негодяи, к сожалению, общительны. Артур Шопенгауэр

Все общие правила поведения потому недостаточны, что они основаны на ложном предположении о равенстве людей, – предположении, установленном в системе Гельвеция; между тем, коренное различие людей в умственном и нравственном отношении беспредельно. Артур Шопенгауэр

Все, все человек может забыть, только не самого себя, не свою собственную сущность. Артур Шопенгауэр

Всякая ограниченность, даже духовная, способствует нашему счастью. Ибо чем меньше возбуждений для воли, тем меньше страданий. Артур Шопенгауэр

Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание — маленькое рождение; всякое свежее утро — маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание — маленькая смерть. Артур Шопенгауэр

Всякого рода духовное превосходство есть изолирующее, отчуждающее свойство. Его избегают и ненавидят и как предлог для этого приписывают его обладателю всевозможные недостатки. Артур Шопенгауэр

Всякого рода умственное превосходство — очень сильный обособляющий фактор: его берегут и ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки. Среди женщин почти то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг, даже товарок. Артур Шопенгауэр

Всякое ограничение осчастливливает. Чем уже наш кругозор, сфера действия и соприкосновения, тем мы счастливее; чем шире, тем чаще чувствуем мы мучения и тревогу. Ибо с расширением их умножаются и увеличиваются наши желания, заботы и опасения. Артур Шопенгауэр

Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресечённое хотение. Артур Шопенгауэр

Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый – скупым, или же расточитель – щедрым, грубость – прямотою и откровенностью, наглость – благородною самоуверенностью и т. д. Артур Шопенгауэр

Газеты – секундные стрелки истории. Артур Шопенгауэр

Гениальность и святость имеют между собой нечто общее. Как бы ни был прост святой человек, все-таки в нем заметны некоторые черты гениальности. И наоборот, как бы ни был испорчен характер гениального человека, все-таки он отличается возвышенным настроением, близким к святости. Артур Шопенгауэр

Гениальный человек не есть только моральное существо, каким бывают обыкновенные люди; напротив, он носитель интеллекта многих веков и целого мира. Он поэтому живет больше ради других, чем ради себя. Артур Шопенгауэр

Гениальный человек, живя и творя, жертвует своими личными интересами ради блага всего человечества. Поэтому он не обязан жертвовать собою в частности – для интересов отдельных лиц, а следовательно – вправе отказаться от некоторых требований, которые обязательны для других. Ведь он страдает, а между тем дает гораздо больше других. Артур Шопенгауэр

Гений не может быть извергом, потому что злоба есть выражение неукротимого хотения, требующего всего интеллекта для удовлетворения нужд ее, следовательно, исключающего возможность чистого созерцания. Изверг может обладать большим умом, но он может употреблять его только на то, что имеет отношение к воле. Злой человек может поэтому быть великим завоевателем, государственным деятелем и т. п. У него, наконец, может быть даже талант. Это слово, как известно, в древности значило деньги, а теперь им обозначают такие способности, которыми приобретается одобрение толпы, а следовательно – и деньги. Артур Шопенгауэр

Главная черта национального характера итальянцев – полное бесстыдство. Бесстыдный человек ведет себя или слишком дурно, и тогда он бывает дерзок и заносчив, или же слишком скромно, и тогда он бывает низок. Напротив, человек стыдливый бывает то слишком застенчив, то слишком горд. Итальянец же ни застенчив, ни горд, но всегда или труслив или заносчив. Артур Шопенгауэр

Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование, мудрец же только избегает горя. Артур Шопенгауэр 

Глупец подобен сонливому, грезящему каторжнику, мудрец, напротив, подобен каторжнику, бодрствующему, видящему свои оковы и слышащему лязг их. Воспользуется ли он бодрствованием для совершения побега? Артур Шопенгауэр

Глупые люди большей частью бывают злы по той же причине, почему бывают злы уроды и вообще безобразные люди. С другой стороны, гениальность и святость тоже имеют между собой нечто общее. Как бы ни был прост святой человек, все-таки в нем заметны некоторые черты гениальности, и, наоборот, как бы ни был испорчен характер гениального человека, все-таки он отличается возвышенным настроением, близким к святости. Артур Шопенгауэр

1 2 3 4 5 6