Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Глупые люди большей частью бывают злы по той же причине, почему бывают злы уроды и вообще безобразные люди. Артур Шопенгауэр

Говорят, что трудно найти друга в нужде. Наоборот, чуть заведешь с кем дружбу, смотришь – друг уже в нужде и норовит призанять деньжонок. Артур Шопенгауэр

Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому. Артур Шопенгауэр

Государство — не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера. Артур Шопенгауэр

Государство — это всего лишь средство, с помощью коего вооружённый разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращённых дурных последствий, причём каждый споспешествует благополучию всех, потому что видит в нём залог своего собственного благоденствия. Артур Шопенгауэр

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Артур Шопенгауэр

Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее, всем этим стоит пожертвовать ради здоровья. Артур Шопенгауэр

Действие по инстинкту отличается от всех других действий тем, что понятие о цели вытекает из него как следствие, а другим действиям это понятие предшествует. Инстинкт, следовательно, есть априори данное правило какого-либо действия, цель которого, поэтому, может быть еще неизвестной, так как для достижения этой цели нет надобности в понятии о ней. Напротив, разумное или благоразумное действие совершается по правилу, составленному согласно понятию о цели, и потому оно может оказаться ошибочным, тогда как инстинкт никогда не ошибается. Артур Шопенгауэр

Делаемся ли мы высокомерными или, напротив, смиренными при виде убожества других? На одного оно действует так, на другого иначе – и в этом сказывается различие характеров. Артур Шопенгауэр

Для того, чтобы быть художником, а также философом, необходимы два качества: 1) гениальность, т. е. способность познания вне закона основания, или способность познания идей, и 2) способность путем изучения и упражнения воспроизводить идеи в каком-нибудь материале, каковым для философа служат понятия. Первым качеством, и притом так, как это необходимо для философа, Спиноза обладал в высшей степени; второго же качества у него не было, – не было, так сказать, философской техники, не было умения воспроизводить in abstracto сущность мира, которую познал он интуитивно. Он был опутан картезианскими и схоластическими понятиями, от которых никогда не мог освободиться. Артур Шопенгауэр

До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли. Артур Шопенгауэр

Добродетель скромности поистине выгодное изобретение для обделённых природой: следуя ей, всякий должен говорить о себе, как если бы и он был убогий, тогда для него дело принимает такой вид, будто вообще существуют одни только убогие. Артур Шопенгауэр

Досуг без духовных занятий — гибель для человека. Артур Шопенгауэр

Дружба основывается на взаимном благе, на общности интересов; но как только интересы столкнулись – дружба расторгается: ищи ее в облаках. Артур Шопенгауэр

Думаете ли вы, что философия не будет, подобно истинному произведению искусства, несравненным мерилом, с помощью которого всякий может измерить собственную высоту? Или, может быть, вы допускаете, что она будет простой задачей на вычисление, которая по силам даже самой ограниченной и тупоумной голове? Артур Шопенгауэр

Дуэль — обрывок кулачного права, оставшийся от грубейших обычаев средних веков. Артур Шопенгауэр

Единственный мужчина, который не может жить без женщин, – это гинеколог. Артур Шопенгауэр

Единственный свидетель сокровеннейших побуждений и мыслей человека есть сознание; но в конце концов мы должны лишиться его, – и мы это знаем. Тем не менее, может быть, именно это обстоятельство более всего и заставляет нас верить, что есть еще другой свидетель наших сокровенных мыслей и побуждений. Артур Шопенгауэр

Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. Артур Шопенгауэр

Если б возможно было прозревать будущее так, как мы знаем прошедшее, тогда день смерти казался бы нам столь же близким, как прошлое, например, детство. Артур Шопенгауэр

Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление. Ибо нелепо допустить, чтобы бесконечное, истекающее из существенных нужд жизни страдание, которым переполнен мир, было бесцельно и чисто случайно. Хотя каждое отдельное несчастие и представляется исключением, но несчастие вообще – есть правило. Артур Шопенгауэр

Если бы воля обнаруживалась только в одном каком-либо деянии, то последнее было бы свободным. Но так как она обнаруживается во всем ходе жизни, т. е. в целом ряде деяний, то каждое отдельное, как часть целого, предопределено и не может быть иным, чем оно есть. Напротив, весь ряд в совокупности, будучи обнаружением индивидуализированной воли, свободен. Артур Шопенгауэр

Если наша личность плоха, то испытываемые нами наслаждения уподобляются ценному вину, вкушаемому человеком, у которого во рту остался вкус желчи. Артур Шопенгауэр

Если подозреваешь кого-либо во лжи – притворись, что веришь ему, тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, – притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины. Артур Шопенгауэр

Если слава померкла после его смерти – значит, она была ненастоящей, незаслуженной, возникшей лишь благодаря временному ослеплению. Артур Шопенгауэр

Если шутка прячется за серьезное – это ирония; если серьезное за шутку – юмор. Артур Шопенгауэр

Есть одна только врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья. Артур Шопенгауэр

Есть особого рода мужество, которое происходит из того же источника, как и добросердечие, именно – из способности познавать себя в других почти также отчетливо, как в самом себе. Каким образом происходит отсюда добросердечие – я уже указывал раньше. Мужество же вытекает отсюда оттого, что человек, одаренный способностью познавать себя в других, мало привязан к своему личному бытию, живет большей частью жизнью общей и потому мало заботится о собственном благополучии. Конечно, это не единственный источник мужества, ибо оно есть следствие многих причин; но этот род мужества самый благородный, так как он свидетельствует о великой кротости характера. На женщин такие характеры влияют неотразимо. Артур Шопенгауэр

Желание по природе своей — страдание; достижение скоро порождает пресыщение; под новым видом снова проявляется желание, потребность; если же нет — то является бессодержательность, пустота, скука, борьба с которой настолько же мучительна, как и с нуждой. Артур Шопенгауэр

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Артур Шопенгауэр

Женщины всю свою жизнь остаются детьми. Артур Шопенгауэр

Женщины, существуют единственно только для распространения человеческого рода, и этим исчерпывается их назначение. Артур Шопенгауэр

Жизнь вполне терпима, но вряд ли стоит родовых мук. Артур Шопенгауэр

Жизнь есть в сущности состояние нужды, а часто и бедствия, где всякий должен домогаться и бороться за своё существование, а потому и не может постоянно принимать приветливое выражение. Артур Шопенгауэр

Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги. Артур Шопенгауэр

Жизнь: с точки зрения молодости — бесконечное будущее; с точки зрения старости — очень короткое прошлое. Артур Шопенгауэр

Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, — то недостатка заслуг. Артур Шопенгауэр

Задача романиста вовсе не в том, чтобы рассказывать нам великие события, а в том, чтобы передать в интересном виде мелочи жизни. Артур Шопенгауэр

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр

Ибо всякая влюбленность, какой бы эфирный вид она себе ни придавала, имеет свои корни исключительно в половом инстинкте; да, в сущности, она и не что иное, как точно определенный, специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт. Артур Шопенгауэр

Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав. Артур Шопенгауэр

Иметь в себе самом столько содержания, чтобы не нуждаться в обществе, есть уже потому большое счастье, что почти все наши страдания истекают из общества, и спокойствие духа, составляющее после здоровья самый существенный элемент нашего счастья, в каждом обществе подвергаются опасности, а потому и невозможно без известной меры одиночества. Артур Шопенгауэр

Индивидуальность каждого человека есть именно то отрицательное, от чего он посредством собственного существования должен быть устранён и исправлен. Артур Шопенгауэр

Индивидуум ничего не мог бы узнать о сущности мира, данного ему лишь как представление, если бы ему не было свойственно познавание, с помощью которого он узнает, что вселенная, бесконечно малую часть коей он сам составляет, одинакова по качеству с этой малой частью, близко известной ему как его внутренний мир. Таким образом, его собственное я дает ему ключ к разгадке мира. Артур Шопенгауэр

Институт пажей я объясняю тем, что владетельные князья охотно держали при своих дворах сыновей своих вассалов в качестве заложников. Артур Шопенгауэр

Интеллект можно рассматривать как преграду или тормоз, препятствующий взаимному сообщению разъединенных индивидуумов, закрывающий будущее или отсутствующее от сознания. Ибо знание всего этого было бы нам так же бесполезно и мучительно, как растению были бы мучительны чувствительность и восприимчивость при отсутствии раздражимости и двигательности. Артур Шопенгауэр

Интеллектуальность, или представляемость – слишком слабый, вторичный, поверхностный феномен, чтобы на нем могла покоиться сущность всего остального; мир хотя и представляется в интеллекте, но он из него не вытекает, как учил Фихте. Артур Шопенгауэр

Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют. Артур Шопенгауэр

Истинный характер северных американцев есть пошлость. Она обнаруживается у них во всех формах, в области нравственной, интеллектуальной, эстетической и не только в частной, но и в общественной жизни. Пошлость никогда не оставляет янки, где бы он ни был. Он может сказать о ней то же, что сказал Цицерон о науке: nobiscum peregrinator etc. Благодаря этой особенности, американец составляет крайнюю противоположность англичанина, который стремится проявить благородство во всех отношениях, и оттого янки в его глазах представляется то смешным, то низким. Американцы – настоящие плебеи. Причина этому отчасти республиканское устройство, отчасти то, что население Северной Америки образовалось из колонии ссыльных, эмигрантов и всякого сброда, – отчасти, наконец, тому виной – климат. Артур Шопенгауэр

Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою. Артур Шопенгауэр

Источником лжи всегда бывает желание распространить господство своей воли или отрицание чужой воли ради утверждения собственной; следовательно, ложь, как таковая, вытекает из несправедливости, недоброжелательства и злобы. Этим объясняется, почему правдивость, искренность, откровенность, прямота признаются непосредственно и ценятся как благороднейшие качества, так как предполагается, что человек, обнаруживающий их, не сделает несправедливости и жестокости и именно поэтому не нуждается в притворстве. Кто откровенен, тот не замышляет ничего худого. Артур Шопенгауэр

К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? – К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых. Артур Шопенгауэр

К преимуществам полигамии относится, между прочим, и то, что она исключает необходимые при моногамии столкновения с родителями жены, страх перед чем удерживает многих от брака. Но, с другой стороны, иметь дело с 10 тещами вместо одной – тоже не особенно приятная перспектива. Артур Шопенгауэр

Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы. Артур Шопенгауэр

Каждая разлука дает предвкушение смерти и каждое свидание — предвкушение воскрешения. Оттого-то даже люди, бывшие равнодушные друг к другу, радуются, если через двадцать-тридцать лет снова сойдутся вместе. Артур Шопенгауэр

Каждого писателя следует толковать так, как он сам того пожелал бы. Такого отношения требует, с одной стороны, справедливость, с другой – польза самого изучения. Артур Шопенгауэр

1 2 3 4 5 6