Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Афоризмы на тему — "Вождь"

В бедствиях рассудок — лучший вождь. Еврипид

Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять. Еврипид

[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно. Исократ

Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю. Исократ

Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события. Ксенофонт

У царя много очей и много ушей. А если кто думает, что у царя есть только одно избранное око, то он ошибается. Ксенофонт

Где царит сила, там закон бессилен. Менандр

[Единоличных правителей] власть толкает (…) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (…) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных. Платон

Закон — владыка над правителями, а они — его рабы. Платон

Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари. Платон

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол. Платон

Беременных женщин подчас тянет поесть камней, а страдающие морской болезнью требуют соленой воды или еще чего-нибудь в этом роде — а чуть позже взятое в рот выплюнуто и смотреть на него не хочется. Вот так и народ по легкомыслию, или по надменности, или по недостатку в более достойных вождях может прибегнуть к услугам кого попало, но не перестает выказывать им презрение и отвращение и всегда рад услышать насмешки над ними. Плутарх

Дело не только в том, что вместо красоты и добра они [безнравственные цари] гонятся за одной лишь роскошью и наслаждениями, но и в том, что даже наслаждаться и роскошествовать по-настоящему они не умеют. Плутарх

Искусство государственного деятеля в том и заключается, чтобы в каждом случае поступать наиболее разумным и выгодным образом, нередко, упуская часть, он спасает целое и, отказываясь от малого, получает гораздо больше. Плутарх

Истинные цари боятся за подданных, а тираны — подданных, и поэтому вместе с могуществом возрастает у них боязливость: чем больше людей им подвластно, тем больше у них оснований для страха. Плутарх

Как всегда бывает с людьми, лишенными разума, ему [египетскому царю Птолемею] стало казаться, что самое безопасное — бояться всех и не доверять никому. Плутарх

Многие цари и властители, которым недостает ума, подражают неумелым ваятелям: как те воображают, будто их колоссы будут казаться исполненными величия и мощи, если они их изваяют с широко расставленными ногами, напряженными мышцами и разверзнутым ртом, так и они думают посредством сурового голоса, мрачного взгляда, грубого обращения, нелюдимого поведения придать достоинство и значительность своей власти. Плутарх

Прибегать к железу без крайней необходимости не подобает ни врачу, ни государственному мужу — это свидетельствует об их невежестве, а во втором случае к невежеству надо присоединить еще несправедливость и жестокость. Плутарх

Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов… Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота… Правда, что политическое красноречие, гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей. Плутарх

С народом (…) надо обращаться как с влюбленным, держась от него подальше и заставляя тосковать о своем отсутствии. Плутарх

Следовало бы сказать народу: «Один и тот же человек не может быть у вас вместе и правителем и прислужником». Плутарх

[Совет государственному мужу:] Спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей. Плутарх

[Хороший правитель] добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него. Плутарх

Я (…) полагаю свойством (…) созданной для государственных дел души (…) хранить свое достоинство куда тщательнее, нежели актеры, которые играют царей (…) и которых мы видим на театре плачущими или же смеющимися не тогда, когда им хочется, но когда этого требует действие или роль. Плутарх

Мудрость — царица неба и земли. Сократ

Правители в государствах самые лучшие те, которые являются главными виновниками того, что граждане повинуются законам. Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо. Сократ

Тирания — это власть, основывающаяся не на законах, а на произволе правителя, такая власть — против народа. Сократ

Цари и правители — не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править. Сократ

Умел он [император Юлиан] делать зараз три дела, именно слушать, говорить и писать. Либаний

Когда ты при царском дворе, то всё, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, чтобы тебе самому не пришлось безвременно умереть. Эзоп

Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить  им лишь то, что им приятно. Эзоп

Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит. Эпикур

Первый долг вождя — никого не презирать, не гордиться, но всеми повелевать одинаково. Эпиктет

Агамемнон у Гомера (…) «От горя рвет нестриженые волосы», — строка, над которой посмеялся Бион, сказав, что нужно быть очень глупым царем, чтобы в скорби рвать на себе волосы, как будто лысая голова свободна от горя. Бион Борисфенит

Как над землею не бывать двум солнцам, так над Азиею двум царям. (Александр Македонский — персидскому царю Дарию). Александр Македонский

Когда Дарий предложил ему [Александру] 10 000 талантов и половину власти над Азией, Парменион сказал: «Я принял бы, если бы я был Александром». — «И я, свидетель Зевс, — ответил Александр, — если бы я был Парменионом». Александр Македонский

Когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!». Александр Македонский

Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. Александр Македонский

Приближенные посоветовали Александру напасть на врагов ночью. Тот ответил: «Я не краду победу». Александр Македонский

О Зевс, дай мне начальство над мудрецами, а мудрецам — надо мною! (Приписано императору Веспасиану). Филострат Флавий (старший)

Хороший царь должен друзьям делать добро, а врагов делать друзьями. Аристон Хиосский

Нет царского пути в геометрии. (Ответ Евклида египетскому царю Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения геометрии).  Евклид

Трое составляют сущность государственного строя – правитель, судья и частный человек. Ликург

Править значит не властвовать, а исполнять обязанность. Посидоний из Апамеи

Стадо оленей во главе со львом страшнее, чем стадо львов во главе с оленем. Хабрий

Что б ни творили цари-сумасброды — страдают ахейцы. Гораций (Квинт Гораций Флакк)

[Катон] сравнил римлян с овцами, которые порознь не желают повиноваться, зато все вместе покорно следуют за пастухами. «Вот так же и вы, — заключил Катон. — Тем самым людям, советом которых каждый из вас в отдельности и не подумал бы воспользоваться, вы смело доверяетесь, собравшись воедино». Катон Старший

Царь — животное плотоядное. Катон Старший

Помпеи определенно выдающийся человек, и даже чересчур выдающийся для свободного государства. Веллей Патеркул

Армия без полководца — тело без души. Квинт Курций Руф

Главное качество руководителя — реализм. Марк Аврелий

Задача полководца — побеждать столько же умом, сколько мечом. Гай Юлий Цезарь

Проезжая мимо бедного городка: «Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме». Гай Юлий Цезарь

[Правителя] не так легко столкнуть с первого места на второе, как потом со второго на последнее. Гай Юлий Цезарь

Словом вождь побуждает смело сражаться в бою. Овидий

Недостойно оказывать больше почестей правителям, радующимся больше рабству граждан, нежели их свободе. Плиний Младший

Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех. Плиний Младший

На предусмотрительности вождя зиждется мужество воинов. Публилий Сир

Руководитель должен наперёд считаться с возможностью как успеха, так и неудачи.  Публилий Сир

1 2 3 4