Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Афоризмы на тему — "Государство"

Государство самое благоустроенное то, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные. Солон

Не обряды и законодатели могут помочь государству, а лишь люди, которые ведут толпу, куда пожелают. Если они ведут её хорошо, то и обряды и законы полезны, если плохо — то бесполезны. Солон

Лучше то государство, где больше слушают законы, меньше — ораторов. Хилон из Лакадемона

Будь готов умереть за отечество. Периандр Коринфский

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших. Антисфен

Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая из войска слабых воинов, не освобождать государство от дурных граждан. Антисфен

Большинство государств, обращающих внимание лишь на военную подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира. Аристотель

Внутренние распри [в государстве] возникают не по причине мелочей, но из мелочей. Аристотель

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи. Аристотель

Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа. Аристотель

Государство есть совокупность граждан. Аристотель

Гражданин должен (...) властвовать над своим (...) государством. Аристотель

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. Аристотель

Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Аристотель

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется. Аристотель

Распри среди знатных приходится расхлебывать всему государству. Аристотель

Самое главное при всяком государственном устройстве — (...) устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. Аристотель

Те государства имеют хороший строй, где средние (...) сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности. Аристотель

Цель демократии — свобода, олигархии — богатство, аристократии — воспитание и законность, тирании — защита. Аристотель

Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить. Исократ

Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе. Исократ

При деспотизме народ есть ползающий червь, который позволяет давить себя; при республике — это медведь, пожирающий своих вожаков. Пифагор Самосский

[В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств. Платон

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим. Платон

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она — сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость — везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего. Платон

Государственное устройство — это нечто чрезвычайно могущественное и с трудом поддающееся распаду. Нередко оно продолжает существовать, несмотря на смертельные, подтачивающие его изнутри недуги, несмотря на несообразность несправедливых законов, несмотря на тиранию, несмотря на развращённость и невежество должностных лиц, разнузданность и мятежность народа… Платон

Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей. Платон

[О поэзии, не приносящей пользу государству:] Мы выслали её из нашего государства. Платон

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя. Платон

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол. Платон

Беды делают характер желчным, обидчивым, вспыльчивым, а слух чересчур раздражительным (…). Осуждение промахов и неверных поступков кажется тогда насмешкой над несчастиями, а откровенные, прямые речи — знаком презрения. (…) Так же и государство, терпящее бедствие, слишком малодушно и, по слабости своей, слишком избалованно, чтобы вынести откровенные речи, хотя в них-то оно как раз больше всего и нуждается (…). Поэтому такое государство в высшей степени ненадежно: того, кто ему угождает, оно влечет к гибели вместе с собою, а того, кто не хочет ему угождать, обрекает на гибель еще раньше. Плутарх

В Лакедемоне, когда некий человек дурных нравов внес однажды дельное предложение, народ его отверг, а эфоры велели одному из старейшин, выбранному для этого по жребию, повторить предложение от своего лица, как бы перенеся его из нечистого сосуда в чистый и тем сделав приемлемым для сограждан. Такую силу имеет в государственных делах доверие или недоверие к личной порядочности деятеля. Плутарх

В том государстве лучше всего правление, (…) где дурным людям нельзя править, а хорошим нельзя не править. Плутарх

Государственный муж обязан считать предпочтительнее поражение от сограждан, нежели победу ценой насилия и урона для городских установлений. Плутарх

Государство есть некая совокупность объединившихся частных домов и сильно лишь в том случае, если преуспевают его граждане — каждый в отдельности. Плутарх

Пословица говорит, что волка за уши не удержишь, но граждан и государство только за уши и следует вести, не подражая тем, кто, по невежеству и неспособности в искусстве слова, прибегает к приемам пошлым и низменным, обращается вместо слуха к утробам и кошелькам. Плутарх

Солон показал себя мудрым законодателем в вопросах брака, предписав сближаться с женами не реже чем трижды в месяц, не ради наслаждения, а с тем, чтобы, обновляя брак, освободить его от набирающихся при всей взаимной благожелательности в повседневной жизни разногласий — наподобие того, как государства время от времени возобновляют свои дружественные договоры. Плутарх

Государство растит людей, прекрасное — хороших, противоположное — дурных. Сократ

Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо. Сократ

Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться (…) большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен. Сократ

Правители в государствах самые лучшие те, которые являются главными виновниками того, что граждане повинуются законам. Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо. Сократ

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке. Фукидид

Город — это люди, а не стены. Фукидид

Мудрец не примет участия в государственных делах, если только к этому его кто-нибудь не принудит. Эпикур

Непоколебимое основание государства — справедливость. Пиндар

Государство существует, охраняемое личным участием каждого. Ликург

Трое составляют сущность государственного строя — правитель, судья и частный человек. Ликург

Помпеи определенно выдающийся человек, и даже чересчур выдающийся для свободного государства. Веллей Патеркул

Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы. Плиний Младший

Согласием малые государства укрепляются, от разногласия величайшие распадаются. Саллюстий

Запрещенное частным лицам приказывается от лица государства. За одно и то же преступление платят головою, если оно совершено тайно, а если в солдатских плащах — получают хвалы. Луций Анней Сенека (Младший)

Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике. Публий Корнелий Тацит

Великое и яркое красноречие — дитя своеволия, которое неразумные называют свободой; оно неизменно сопутствует мятежам, подстрекает предающийся буйству народ, безрассудно, самоуверенно; в благоустроенных государствах оно вообще не рождается. Слышали ли мы хоть об одном ораторе у лакедемонян, хоть об одном у критян? А об отличавших эти государства строжайшем порядке и строжайших законах толкуют и посейчас. Не знаем мы и красноречия македонян и персов и любого другого народа, который удерживался в повиновении твердой рукою. Публий Корнелий Тацит

На преступление [государственный переворот] шли лишь немногие, сочувствовали ему многие, а готовились и выжидали все. Публий Корнелий Тацит

Ожидание несметных богатств стало одной из причин обнищания государства. Публий Корнелий Тацит

Правители смертны — государство вечно. Публий Корнелий Тацит

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы. Публий Корнелий Тацит

Долго пребывать в покое ни одно большое государство не может, и если нет внешнего врага, оно найдёт внутреннего: так очень сильным людям бояться, кажется, некого, но собственная сила их тяготит. Тит Ливий

Как больной человек ничтожное заболевание переносит труднее, чем здоровый тяжелую болезнь, так и больное потрясённое государство не перенесёт никакой беды, и не потому, что эта так тяжела, а потому, что нету сил поднять ещё какое-то бремя. Тит Ливий

[Римское] государство, начав с малого, так разрослось, что страдает уже от своей громадности. Тит Ливий

Римляне расширили свою державу не столько победами, сколько милостивым отношением к побежденным. Тит Ливий

1 2 3