Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам

Афоризмы на тему — "Гнев"

С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое — знак глупости, второе — бешенства. Клеобул из Линда

Обуздывай гнев. Хилон из Лакадемона

Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима. Аристотель

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия. Аристотель

И забывчивость может вызывать гнев, например, забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забывчивость кажется признаком пренебрежения. Аристотель

Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому. Аристотель

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным. Аристотель

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель

Мы не гневаемся на того, кого считаем недоступным нашей мести. Аристотель

Ненависть более рассудочна (чем гнев): ведь гнев сопряжен с горестным чувством, так что нелегко быть рассудительным; напротив, вражда горечи в себе не содержит. Аристотель

С гневом бороться трудно: за всё, что он хочет, жизнью платишь. Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом. Гераклит

[Совет правителю:] Не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно. Исократ

Гнев любящего недолог. Менандр

Даже во гневе тайны друга своего не открывай. Менандр

Нет ничего ужаснее гнева. Менандр

Умеющий гнев сдержать позорных дел никогда не совершит. Менандр 

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. Пифагор Самосский

«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай. Пифагор Самосский

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви. Пифагор Самосский

Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!». Платон

Беды делают характер желчным, обидчивым, вспыльчивым, а слух чересчур раздражительным (…). Осуждение промахов и неверных поступков кажется тогда насмешкой над несчастиями, а откровенные, прямые речи — знаком презрения. (…) Так же и государство, терпящее бедствие, слишком малодушно и, по слабости своей, слишком избалованно, чтобы вынести откровенные речи, хотя в них-то оно как раз больше всего и нуждается (…). Поэтому такое государство в высшей степени ненадежно: того, кто ему угождает, оно влечет к гибели вместе с собою, а того, кто не хочет ему угождать, обрекает на гибель еще раньше. Плутарх

В слабых душах возможность причинить боль ведёт к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные — здоровых, старые — молодых, бедствующие — благополучных. Плутарх

Должен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: «Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра». Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание? Плутарх

Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство. Плутарх

Страдание, (…) перегоревши, обращается в гнев. Плутарх

У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения. Плутарх

Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание и, лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить. Плутарх

Эллинам, служившим в войске у Кира, военачальники приказали встречать врага молча, если он нападет с криком, и, наоборот, бросаться на него с криками, если враг молчит. Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить. Плутарх

В опьянении всякий — невольник гнева и беглец ума. Софокл

На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно. Софокл

Софокл, уже под бременем лет, когда его спросили, предается ли он любовным утехам, (…) ответил: «Да хранят меня боги от этого! Я с радостью бежал от них, как от грубого и бешеного хозяина». Софокл

Различным образом испытывай нрав друзей, особенно же смотри, каков кто во гневе. Феогнид

Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека. Бабрий

Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Эпиктет

Гнев не нуждается в искусной отделке. Деметрий

В гневе (…) ничего не говори и не делай, пока не скажешь про себя все двадцать четыре буквы азбуки. Афинодор из Тарса

Ужели сколько гнева в душах богов. Вергилий

Гнев — кратковременное безумие, поэтому управляй своей страстью или она будет управлять тобой. Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Запальчивый гнев — краткое сумасшествие. Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Не важно, будет ли он заблуждаться по глупости или в припадке гнева. Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Гнев от безумия отличается лишь непродолжительностью. Катон Старший

Лицо, искаженное гневом, есть нечто совершенно противоестественное. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, совершенно погашает его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого уже можно понять, что оно противоречит разуму. Марк Аврелий

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает. Децим Юний Ювенал

Отсюда гнев и слёзы. Децим Юний Ювенал

Как хрупкий лед, проходит гнев, если переждать. Овидий

Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям. Овидий

Быть влюблённым — значит быть в бешенстве при здравом уме. Овидий

Долго лежит снег на необработанных диких местах; но где земля сияет, укрощенная плугом, он тает скорее инея. Так же и гнев в сердце человеческом: он долго владеет умами дикими, скользит между утонченных. Гай Петроний Арбитр

[Учителям] поневоле приходится бесноваться среди бесноватых [т. е. учеников]. Гай Петроний Арбитр

Кто в гневе мягок, тот умней гораздо. Плавт Тит Макций

Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива. Плиний Младший

Нигде так не полезно промедление, как в гневе. Публилий Сир

Отвращай гнев любящего слезами. Публилий Сир

Разгневанный всегда считает, что может больше, чем может. Публилий Сир

Разгневанный, придя в себя, гневается на себя самого. Публилий Сир

Самое верное средство от гнева — медлительность. Публилий Сир

Не обеты и не бабьи молитвы обеспечивают нам помощь богов; бдительность, деятельность, разумные решения — вот что приносит успех во всём; пребывая в беспечности и праздности, умолять богов бесполезно: они разгневаны и враждебны. Саллюстий

С наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода: таким людям [занимающим высшее положение] нельзя ни выказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего — предаваться гневу. Саллюстий

Страстность и гнев — худшие советчики. Саллюстий

Большая часть того, что вызывает в нас гнев, — это препятствия, а не удары. Луций Анней Сенека (Младший)

Всякий гнев превращается в печаль либо из-за раскаяния, либо от неутолённости. Луций Анней Сенека (Младший)

Главное лекарство от гнева — отсрочка. Луций Анней Сенека (Младший)

Глупо гневаться на животных, но не умнее и на детей, а также на всех прочих, мало чем отличающихся от детей в рассуждении благоразумия. Луций Анней Сенека (Младший)

1 2 3