Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам
Фукидид

Афоризмы — Фукидид (ок. 460 – 400 до н. э.) — древнегреческий историк

[Афины] — школа всей Эллады. Фукидид

… Война, учитель насилия. Фукидид

Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении. Фукидид

Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами. Фукидид

Будущее (…) исполнено неопределенности, но (…) эта обманчивость будущего (…) является величайшим благом. Фукидид

В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться. Фукидид

Вещи существуют для людей, а не люди для них. Фукидид

Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (…) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (…) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить. Фукидид

Город — это люди, а не стены. Фукидид

Гробница доблестных — вся земля. Фукидид

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным. Фукидид

Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, всё, что выгодно, то и разумно. Фукидид

Добиваться тирании несправедливо, отказаться от неё — опасно. Фукидид

Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем. Фукидид

Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад – спартанцам.). Фукидид

История — это философия в примерах. Фукидид

История повторяется. Перефразированный Фукидид

Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида [представителя знатного афинского рода], кто лучше в кулачном бою — он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит». Фукидид

Любое требование — малое или большое, — выставляемое против равных себе до решения суда, притязает на порабощение. Фукидид

Людей (…) больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом — необходимость подчиняться насилию более могущественного. Фукидид

Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А всё, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие. Фукидид

Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья. Фукидид

Надежда по природе расточительна. Фукидид

Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям. Фукидид

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его. Фукидид

Не следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника. Фукидид

Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет — нерешительность. Фукидид

Никто (…) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху. Фукидид

Оказавший услугу другому — более надежный друг, так как он старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности. Фукидид

Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств. Фукидид

При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почет без зависти. Фукидид

Признание в бедности — не позор, но позорно не стремиться избавиться от неё трудом. Фукидид

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке. Фукидид

Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха. Фукидид

Следует на насилие (…) отвечать насилием. Фукидид

Страх отнимает память. Фукидид

Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.). Фукидид

Считайте за счастье свободу, а за свободу — мужество. Фукидид

Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу. Фукидид

Только взаимный страх делает союз надежным. Фукидид

Успех в войне зависит не от оружия, а от денежных средств, при которых оружие только и приносит пользу. Фукидид

Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется. Фукидид