Любомудрость.рф |
Афоризмы по темам Афоризмы по авторам |
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон Кто (…) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. Платон Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному. Платон Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон Любимое часто ослепляет любящего. Платон Любить — значит искать свою половину. Платон Любовь — это желание быть любимым. Платон Любовь — это серьёзное психическое заболевание. Платон Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит. Платон Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом. Платон Любящий слеп по отношению к любимому. Платон … Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. (…) Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине (…). Разве ты думаешь, что (…) люди что-нибудь видят, (…) кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? (…) Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого. Платон Мудрым является тот, кто сведущ в деле, которое совершает. Платон Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны. Платон Мужество — своего рода спасение. Платон Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон Мусическое [музыкальное] искусство (…) всего более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает. Платон Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведёт к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать. Платон Надежды — сны бодрствующих. Платон Надо рассмотреть, какие качества позволяют человеку наилучшим образом провести свою жизнь. И уже не закон, а похвала и порицание должны здесь воспитывать людей. Платон Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому. Платон Наука — не что иное, как восприятие. Платон Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов. Платон Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим. Платон Не прибавляй огонь к огню. Платон Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви. Платон Не удивляйся происходящему, ибо ничто не происходит случайно, всё идёт так, как должно идти. Платон Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. Платон Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, и не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чём он, по его мнению, не нуждается. Платон Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим. Платон Нельзя ценить человека больше, чем истину. Платон Необходимость — мать всех изобретений. Платон Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми? Платон Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей. Платон Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари. Платон Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью. Платон Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами. Платон Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его. Платон Никто (…) не выберет большего [зла], если есть возможность выбрать меньшее. Платон Никто из нас ещё не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим. Платон Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И однако, все её страшатся как бы в сознании, что она — величайшее зло. Платон Никто не становится хорошим человеком случайно. Платон Ничто в мире не заслуживает больших усилий. Платон Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают. Платон Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать её самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надёжное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь; если уже не удаётся переправиться на более устойчивом и надежном судне — на каком-нибудь божественном учении. Платон О, если бы (…) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало. Платон [О поэзии, не приносящей пользу государству:] Мы выслали её из нашего государства. Платон [Об отцах и матерях павших воинов:]Надо (…) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (…), а, наоборот, следует её исцелять и смягчать, напоминая им, что (…) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными. Платон Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!». Платон Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно. Платон Основа всякой мудрости есть терпение. Платон Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя. Платон Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока. Платон Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (…) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Платон Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок. Платон Платон увидел одного человека за игрой и кости и стал его корить. «Это же мелочь», — ответил тот. «Но привычка не мелочь», — возразил Платон. Платон Платон, говорят, (…) сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать». Платон Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа. Платон Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побеждённым самим собою всего постыднее и хуже. Это и показывает, что в каждом из нас происходит война с самим собою. Платон Подлинные философы те, кто любит усматривать истину. Платон Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (…) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, (…) до тех пор (…) государствам не избавиться от зол. Платон |