Афоризмы по темам     Афоризмы по авторам
Спиноза Б.

Афоризмы — Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) — нидерландский философ

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами – человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение. Бенедикт (Барух) Спиноза

Блаженство – не награда за добродетель, но сама добродетель. Бенедикт (Барух) Спиноза

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными. Бенедикт (Барух) Спиноза

В желании выражается сущность человека. Бенедикт (Барух) Спиноза

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими. Бенедикт (Барух) Спиноза

Взаимная любовь — стремление сделать добро тому, кто нас любит… Бенедикт (Барух) Спиноза

Все прекрасное так же трудно, как и редко. Бенедикт (Барух) Спиноза

Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви. Бенедикт (Барух) Спиноза

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть. Бенедикт (Барух) Спиноза

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием. Бенедикт (Барух) Спиноза

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле. Бенедикт (Барух) Спиноза

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Бенедикт (Барух) Спиноза

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием. Бенедикт (Барух) Спиноза

Желание — есть сущность человека. Бенедикт (Барух) Спиноза

Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие. Бенедикт (Барух) Спиноза

Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее. Бенедикт (Барух) Спиноза

Истина – пробный камень самой себе и лжи. Бенедикт (Барух) Спиноза

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным. Бенедикт (Барух) Спиноза

Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя. Бенедикт (Барух) Спиноза

Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным. Бенедикт (Барух) Спиноза

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом. Бенедикт (Барух) Спиноза

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы. Бенедикт (Барух) Спиноза

Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его. Бенедикт (Барух) Спиноза

Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа. Бенедикт (Барух) Спиноза

Не плакать, не смеяться, а понимать. Бенедикт (Барух) Спиноза

Незнание – не довод. Невежество – не аргумент. Бенедикт (Барух) Спиноза

Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью. Бенедикт (Барух) Спиноза

Неприязнь — это бунт души против какого-либо предмета, который, мы знаем или предполагаем, вреден или враждебен нам по своей природе. Бенедикт (Барух) Спиноза

Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть. Бенедикт (Барух) Спиноза

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. Бенедикт (Барух) Спиноза

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать. Бенедикт (Барух) Спиноза

Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано. Бенедикт (Барух) Спиноза

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. Бенедикт (Барух) Спиноза

Понимание – начало согласия. Бенедикт (Барух) Спиноза

Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха. Бенедикт (Барух) Спиноза

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его. Бенедикт (Барух) Спиноза

Свобода есть осознанная необходимость. Бенедикт (Барух) Спиноза

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти. Бенедикт (Барух) Спиноза

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре. Бенедикт (Барух) Спиноза

Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же. Бенедикт (Барух) Спиноза

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным. Бенедикт (Барух) Спиноза

Ссылка на авторитет – не довод. Бенедикт (Барух) Спиноза

Страх возникает вследствие бессилия духа. Бенедикт (Барух) Спиноза

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается. Бенедикт (Барух) Спиноза

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием. Бенедикт (Барух) Спиноза

Стремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называется гневом, стремление же отплатить за полученное нами зло — местью. Бенедикт (Барух) Спиноза

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими. Бенедикт (Барух) Спиноза

Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их. Бенедикт (Барух) Спиноза

Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести. Бенедикт (Барух) Спиноза

Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи. — Бенедикт (Барух) Спиноза

Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, – вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы. Бенедикт (Барух) Спиноза

Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему. Бенедикт (Барух) Спиноза

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно. Бенедикт (Барух) Спиноза

Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго – свободным. Бенедикт (Барух) Спиноза

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно. Бенедикт (Барух) Спиноза

Честолюбие есть чрезмерное желание славы. Бенедикт (Барух) Спиноза

Другие авторы о Спинозе

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. Михаил Афанасьевич Булгаков